Как арендовать офис
Наличие комфортного офисного помещения — такая же необходимость для ведения успешного бизнеса, как сплоченный коллектив и уверенная позиция на отраслевом рынке. Приобрести офис в собственность по средствам не каждому руководителю, поэтому квадратные метры в деловых комплексах разных классов пользуются устойчивым спросом у предпринимателей.
Начать поиск помещений под аренду в бизнес центре следует с опроса сотрудников, каждый из которых должен высказать свои пожелания к локации будущего места работы или наличия поблизости определенных инфраструктурных объектов. Для водителей это будет свободная парковка, для тех, кто передвигается общественным транспортом, — близость станции метро. Конечно, угодить всем не получится, но проявить неравнодушие по отношению к коллективу и учесть мнение коллег будет не лишним.
Если бюджет компании ограничен, подбором офиса в БЦ придется заниматься самостоятельно, но зачастую более предпочтительным является обращение за помощью в агентство недвижимости. Время, которое вам сэкономят риелторы, лучше монетизировать, чем тратить его на дело, в котором не разбираешься.
Итак, несколько помещений в бизнес-центрах подобрано, осталось осмотреть каждое из них и сделать правильный выбор. О чем нужно помнить при осмотре офисов?
- Проверьте отделку офисного помещения в БЦ на наличие скрытых дефектов. Даже если они вас не пугают, нужно будет упомянуть об этом при заключении договора аренды.
- Включите кондиционер, проверьте его на наличие запаха плесени.
- Убедитесь, что унитаз и смеситель в санузле исправны.
- Расспросите соседей по аренде офисных помещений в бизнес-центре о подводных камнях, которые могут вас поджидать при выборе офиса в этом деловом комплексе.
- Проверьте скорость интернета.
- Убедитесь в том, что арендодатель имеет документы на право сдачи помещений (в т.ч. в субаренду). Если вы имеете дело с собственником, попросите предоставить документы, подтверждающие право на недвижимость.
- Перед подписанием договора обсудите порядок внесения платежей, возврата залога, выплаты неустойки и пр.
- В акте приемке помещения подробно перечислите все поломки и дефекты, которые вам удалось обнаружить в процессе осмотра. Кроме того, сделайте опись предоставленной мебели, укажите в акте количество выданных ключей. Все, о чем не упомянуто в договоре и акте, может быть востребовано арендодателем в случае расторжения договора.
- До оформления документов не выполняйте никаких работ по ремонту и благоустройству офиса в БЦ.
Для многих арендаторов неприятной неожиданностью могут стать дополнительные платные услуги. К ним относится коридорный коэффициент (оплата за пользование общими помещениями, которая делится пропорционально занимаемой площади между всеми арендаторами), оплата охраны и парковки, коммунальные расходы (водоснабжение, электроэнергия, вывоз мусора и т.п.). Не стесняйтесь обсудить с арендодателем каждый из пунктов отдельно. Нет никакой гарантии, что с ним удастся договориться об уступках, но, отказавшись от обсуждения, можно и вовсе лишить себя шанса на скидку.