Каменные мосты
Каменные мосты сооружаются из естественных и искусственных камней, основой которых является свод, опирающийся на опоры (устои и быки). По лицевым граням устраиваются щековые стойки, поддерживающие заполнение из щебня, гравия пли тощего бетона. Поверх заполнения укладывается ездовое полотно дороги. Щековые стенки вверху заканчиваются карнизом и каменным парапетом или металлическими перилами. Для защиты свода от проникновения воды, просачивающейся через заполнение, он покрывается изолирующим слоем и слоем тощего бетона. Для облегчения наполнении при больших пролетах применяют сквозное надсводное строение.
Кладка,сводов известна с доисторических времен. В остатках первобытных построек находят галлереи, перекрытые наклонно поставленными камнями. Этот прием послужил прототипом стрельчатых сводов, например, в древних персидских мостах. В древне-римских мостах, развивавшихся независимо от персидских, применялись полуциркульные своды. Но и здесь мост представляет собой массивную стену с малыми отверстиями. Развитие техники строительства каменных мостов обусловливалось прежде всего потребностью в увеличении пролетов. Величина пролетов в римских мостах не превышал и 34 м, быки применялись очень толстые — от 1/5 до 1/2 пролета. В эпоху Крестовых походов была перенесена с Востока идеи стрельчатого свода, получившего затем название «готического».