«Мобильный» эквайринг по типу Square: перспективы сегмента
Первопроходцем в этой технологии стала американская компания Square. В 2009 году она выпустила на рынок невиданные приспособления для мобильных устройств – кард-ридеры банковских карт, что делало возможным, к примеру, для бизнесов, принимать оплату от клиентов в любом месте – главное, чтобы был интернет.
Революционен, однако, разве что дизайн и размер изделия. Сам по себе эквайринг уже давно имеет мобильные вариации: даже в России продаются десятки моделей «стандартных» POS-терминалов, оснащенных GSM, 3G и Wi-Fi модулями для связей с банком в режиме «без провода», то есть, откуда угодно. Поэтому, главный плюс «мобильного терминала» — в его миниатюрности.
Вместе с тем, российские игроки рынка в сегмента «мобильных терминалов» (компании Pay-Me, «Альфабанк», «Билайн») нашли несколько удачных ниш, где подобные устройства будут востребованы. Все дело в том, что «мобильные терминалы» — дешевы, а то и вовсе бесплатны (правда, в обмен на немаленькую комиссию — 2,5-2,75% от транзакции).
Во-первых, это – начинающие бизнесы, индивидуальные предприниматели в прямом смысле. У них – нет достаточных оборотов, чтобы позволить себе купить беспроводной терминал (стоимость которых достигает 20 тыс. рублей), и нет возможности взять его напрокат в банке (там дают, если обороты бизнеса, как правило, не меньше 100 тыс. рублей в месяц).
Во-вторых, это бизнесы «мобильного» в прямом смысле характера, для которых чем меньше груза с собой – тем лучше. Это организации по доставке еды на дом (когда курьер и так загружен заказом – облегчить его работу хотя бы тем, что не надо носить увесистый терминал), службы такси 1000taxi (давать дорогой терминал водителю не всегда целесообразно), маленьким бизнесам по продаже чего-то на улице (терминал стандартного размера в этом случае неудобен).
В-третьих, это компании с подчеркнуто «технологичным», «футуристическим» имиджем – интернет-кафе, «антикафе», всевозможные развлекательные учреждения. В их деятельности миниатюрное устройство с эргономичной формой – самое то. Клиенты, расплачивающиеся картами, от подобных «фокусов» почти всегда в восторге.