Плиты дорожные железобетонные — классифицируются и конструкция
Самые лучшие, но и самые дорогие дороги – монолитные бетонные, т. к. они, при несложном уходе, служат многие десятки лет, допускают большую нагрузку в мороз и слякоть. Несколько дешевле, но, практически, такого же качества дороги из готовых железобетонных плит, произведенных на специализированных заводах ЖБИ.
Дорожные плиты предназначены для строительства как постоянных (вариант 1П), так и временных (2П) автомобильных дорог, рассчитанных на стандартную нагрузку от транспорта Н-10 и Н-30. Рабочая температура от минус 40 градусов и выше. С использованием готовых дорожных плит процесс строительства дороги сводится к подготовке основания под дорогу, уплотнению грунта, устройству гравийно-песчаной подсыпки, укладке плит и обустройству обочин.
Классифицируются эти изделия по нескольким признакам:
1. По основному назначению:
- тип 1 – использование на постоянных дорогах;
- тип 2 – использование на временных дорогах.
2. По форме (конфигурации):
- прямоугольной – П;
- с одним бортом (прямоугольная) – ПБ;
- с 2-мя бортами – ПББ;
- трапецеидальной – ПТ;
- 6-угольной – ПШ;
- 6-угольная с диагональной осью – ПШД;
- 6-угольная с поперечной осью – ПШП;
- половина 6-угольной по диагонали – ДПШ;
- половина 6-угольной поперечная – ППШ.
Иногда для строительства дорог используются плиты ПАГ аэродромные, основное назначение которых – покрытия сборные на аэродромах.
Конструкция
Конструкция дорожных плит соответствует их конфигурации, причем схема и состав арматурного каркаса определяется соответствующими ГОСТами:
- группа стандартов ГОСТ 21924.0 – 21924.3 для дорожных плит с преднапрягаемой и не напрягаемой арматурой;
- группа стандартов ГОСТ 25912.0 – 25912.3 – для аэродромных плит.
Производство и материалы
Производятся плиты в соответствии с ГОСТ 21924.0-84, в котором сосредоточены общие требования для всех видов дорожных плит.
Для изготовления плит используют тяжелый бетон с плотностью 2 200 – 2 500 кг/куб. м. Марка бетона В22,5 и В30.
Используемая арматура:
- предварительно напрягаемая стальная, классы А-IV, IVС, V и упрочненная термомеханически, классы Ат-IV, IVС, V;
- не напрягаемая – А-I, А-III, А-IС, проволока Вр-I.
Маркировка, транспортирование и хранение
Маркировка дорожных плит производится в соответствии с ГОСТ 23009. Она состоит из буквенно-числовых групп, разделяемых точкой и/или дефисом.
Первая группа: назначение – 1 – постоянные дороги, 2 – временные.
Вторая – буквы – форма плиты (П, ПБ, ПТ и т. д.).
Третья – числа – длина и ширина в дм (дециметрах).
Четвертая – число, показывающее допустимую нагрузку на плиту.
Пятая – буквы-числа – класс арматуры.
Например, 1П55.18-10 АV означает:
плита для постоянных дорог, 5,5 м длиной и 1,8 м шириной, напряженная арматура класса А-V, нагрузка на плиту – Н10.
Габариты плит ПАГ: длина 60 дм, ширина 20 дм, толщина – 14, 18, 20 см.
Плиты аэродромные маркируются так: ПАГ 14V-1.
Это означает: ПАГ – плита аэродромная гладкая, толщина 140 мм, арматура А-V, диаметром 12 мм (округленно 1 см).
Иногда производители вводят собственную маркировку. Например, ПАГ (2 х 6) – плита ПАГ аэродромная гладкая, 2 м шириной, 6 м длиной (толщина из таблицы – 140 мм), т. е. это аналог плит ПАГ 14 с указанными габаритами.
Еще пример, 2П30.18-10: такая плита для временных дорог, 3,0 м длиной, 1,8 м шириной, 10 – нагрузка Н10 (от автомобиля в 10 т).