Особенности сварки чугуна
Сварщик – профессия, которой нужно обучаться. Есть мастера, которые сами научились, при этом чаще всего дело касается обычной стали. А если дело касается цветных металлов, либо тугоплавких – здесь начинаются трудности. Для решения которых требуются знания и опыт.
Чугун
Этот сплав входит в группу тугоплавких металлов. Его применяемость имеет широкий круг: машиностроение, станкостроение, декоративно-интерьерные элементы, различная утварь и пр. Чугун отличается длительным сроком службы, относительной дешевизной, имеет хорошие литейные свойства.
При это имеет определенные особенности, которые накладывают некоторые сложности с обработкой, в частности со свариваемостью: высокая хрупкость, низкая прочность. Самый частый дефект для данного материала, обусловленный это структурой и составом – трещины. Их можно устранить с помощью сварки.
Особенности сварки чугуна
Одной из особенностей является отсутствие промежуточного пластичного состояния. От нагрева до плавления почти сразу чугун переходит из твердого состояния в жидкое. Прежде чем приступать к процессу сварки – необходимо детально изучить состав. В частности, наличие и долю углеродных вставок. Только после этого можно выбрать верный режим и технологию сварки.
Если большая часть углерода в чугуне присутствует в виде цементита, то такой чугун обладает высокой твердостью и сложно поддается обработке. Такая разновидность сплава называется «белой».
Чугун с большим содержанием графита, за счет присутствия кремния, имеет структуру «серого» чугуна. Он лучше поддается обработке, чем «белый» чугун.
Основное внимание нужно уделить именно области шва, именно здесь могут таиться неприятности. Самая частая проблема при сварке чугуна – это образование трещин. Большое влияние на место шва оказывают кислород и азот, которые содержатся во внешней среде. При их взаимодействии с металлом происходя – нежелательные химические процессы.
Важнейшим моментом является нагрев и охлаждение металла. Абсолютно не желательно быстрое остывание свариваемых частей, иначе могут возникнуть трудности с дальнейшей обработкой. Несмотря на эти затруднения, можно получить качественные сварные швы одним из способов:
- газовой сваркой как без флюса, так и с флюсом;
- электродуговой сваркой плавящим электродом;
- электродуговой сваркой не плавящим угольным электродом;
- аргонно-дуговой сваркой.
Выделяют две основных технологии сварки: холодная и горячая.
При горячей сварке, свариваемые части нагревают до 650оС. Эта технология позволяет получить отличные результаты. Она сложнее и при проведении работ необходимо равномерно прогревать поверхность.
Холодная – без предварительного подогрева, либо с незначительным нагревом с применением специальных электродов: из низкоуглеродистой стали, цветных металлов, аутентичного чугуна. При этом способе охлаждение после работы происходит быстрее, что ведет к хрупкости и может даже привести к появлению трещин.
Самым лучшим способом сварки считается газовая или как по-другому называют – газопламенная. Такой тип сварки будет иметь положительный эффект при устранении повреждений, обеспечивая хорошее качество наплавки. Газопламенная сварка позволяет постепенно и равномерно нагреть детали, что создает хорошие условия для создания надежного шва.
Есть ещё разновидность технологии – TIG, которая также идет с применением газа, чаще всего аргона. Последний вариант в большей степени зарекомендовал себя как подходящий вариант сварки для чугуна и не только. Таким образом, свариваются радиаторы, блоки, литые диски, кондиционеры, узлы кузова и ещё многое другое. При этом аргонодуговая сварка позволяет решить многие проблемы, связанные с ремонтом данных деталей автомобиля и избежать очередной покупки.
Источник http://www.replica.su/