Управление жилищным фондом дело серьезное
Управление жилищным фондом дело серьезное. Известно, что более 50% обращений в государственные органы – это жалобы в сфере ЖКХ (данные Комитета Госдумы по жилищной политике). По статистике Минстроя около 80% жилья находится на обслуживании управляющих организаций. Таким образом, характер проблемы «вырисовывается» достаточно четко. Неудивительно, что законодатель стремится ограничить строгими рамками процесс управления домами. Теперь с 1 января 2015 года «неправильная» предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами будет наказываться административными санкциями (см. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 255-ФЗ). Разрешением же для управления домом с 1 мая 2015 года будет являться лицензия. Этот срок, возможно, будет перенесен законодателем, так как процесс сложный. Для получения лицензии нужно сначала получить аттестат, так что директорам придется сдавать экзамены. Новый раздел, появившийся в Жилищном кодексе, не затронул, как предлагалось ранее, ЖСК и ТСЖ.
Отсутствие достоверных сведений о количестве действующих компаний и проходящий через них ежегодный денежный поток в размере более 1 трлн. руб., безусловно, требуют конкретного вмешательства государственного регулирования на этом рынке. Благодаря лицензированию компании — будут «пересчитаны», а собственники жилья — информированы посредством специального реестра на сайте Минстроя.
Ожидаемым результатом действия закона является: учет и надзор со стороны государства; уход из отрасли «неполноценных» управляющих организаций. Однако, по мнению части экспертов, закон, в связи с существующим уровнем коррупции, может оказать негативное влияние на конкуренцию.
Лицензии будут выдаваться по решению лицензионной комиссии субъекта РФ, поэтому ее качественный состав будет иметь важное значение. Каким контингентом она должна быть представлена — это пока определяет ст. 201 Жилищного кодекса РФ, согласно которой одна треть должностей комиссии отведена для организаций общественного контроля. Некоторые эксперты считают, что необходимо конкретизировать качественный состав таких комиссий.
Опытные управленцы усматривают в нововведениях появление новых трудностей с «проблемным» жилым фондом. Наказанием за выявленные нарушения может быть лишение права обслуживать определенные дома или лишение права вообще заниматься деятельностью по управлению домами. По их мнению нарушения неизбежны на домах, которые остались без капитального ремонта. В связи с этим не каждая компания решится взять на себя такое «бремя» под угрозой аннулирования лицензии. Спасением в такой ситуации могут быть муниципальные организации или экономические стимулы.
Удастся ли посредством лицензирования улучшить ситуацию с обслуживанием жилья или нет — покажет время. Остается надеяться, что такое лицензирование не окажется излишеством в сфере, где и так все подрядчики обязаны иметь лицензию.